Анатомка.ru – Медицинский портал о здоровье человека

Анатомия и физиология

Научное определение анатомии и физиологии

Анатомия – это наука о внешнем и внутреннем строении человеческого тела.

Физиология – это наука о функциях, т. е. жизненной деятельности, отдельных органов и всего организма в целом.

Между строением органа и его функцией существует тесная взаимная связь. Так, например, зубы человека имеют неодинаковое строение, так как одними из них он откусывает пищу, а другими пережевывает ее. Конечности человека несут различные функции: руками совершаются полезные движения; ноги служат для опоры тела и ходьбы. От этого зависит и различное строение верхних и нижних конечностей. Строение органа может быть понято лишь в том случае, если известна его функция. И, наоборот, для понимания функции органа надо знать его строение. Следовательно, анатомия и физиология – это науки, которые тесно связаны между собой.

Связь анатомии и физиологии с другими науками, изучающими человека

Наиболее тесно анатомия и физиология связаны с медициной.

Распознать болезнь, установить ее происхождение, наметить способы ее лечения врач может только в том случае, если обладает знаниями о строении и функциях здорового человеческого организма. Поэтому целый ряд достижений медицины связан с успехами в области анатомии и физиологии.

Так, например, в мире насчитывается более 20 миллионов слепых и полуслепых людей. 30% этих инвалидов лишились зрения от бельма. При этом заболевании происходит помутнение роговицы – прозрачной оболочки глаза, через которую в него проходят лучи света. Множество врачей искало средства для излечения бельма. Способ возвратить зрение человеку с бельмом нашли русские врачи.

Они разработали методы и сконструировали особые инструменты, при помощи которых у слепого вырезается помутневшая роговица. На ее место приживляется кусочек здоровой роговицы, взятой из трупа. Наступление смерти не означает одновременного умирания всех органов. Многие из них, в том числе и роговица, живут несколько дней после остановки сердца. Этим и воспользовались врачи.

Наблюдения врачей показали, что применяемая ими операция проходит наиболее удачно в тех случаях, когда роговица, взятая из трупа, предварительно пролежала несколько дней в леднике при температуре от +2 до +4°. Позднее было установлено, что роговица, консервированная на холоде и приживленная в глазе может излечивать человека от целого ряда глазных заболеваний.

Для объяснения этого явления было высказано предположение, что в органах живущих некоторое время после остановки сердца, происходит перестройка химических процессов. При этом образуются какие-то очень активные возбуждающие вещества, которые и можно использовать при лечении некоторых болезней.

Смерть по сей день считается явлением неизученным и непознанным. Однако исследования ученых показали, что достаточно жизнеспособный и крепкий организм, умерший от тяжелого ранения, большой кровопотери или удушья, может быть возвращен к жизни.

Разработанный физиологами метод оживления заключается в следующем. В кровеносные сосуды умершего организма нагнетается под некоторым давлением кровь. Это вызывает восстановление сердечной деятельности. Одновременно применяется искусственное дыхание. Его производят при помощи оборудования, нагнетающего воздух в легкие через трубочку, которая вставляется в гортань. Оживление необходимо начинать до истечения 5-6 минут после наступления смерти.

В случаях, когда смерть наступила после длительной болезни, вызвавшей поражения в жизненно важных органах (сердце, печени, легких), на оживление рассчитывать нельзя.

С 1944 г. метод восстановления жизненных функций начал применяться к людям. Во время Второй мировой войны врачи возвращали жизнь бойцам, у которых уже остановилось сердце и прекратилось дыхание.

До конца прошлого столетия операции на сердце считались невозможными. Небольшое ранение этого органа острым предметом, пулей или осколком снаряда влекло за собой смерть человека, часто находящегося в расцвете сил. Успехи физиологии позволили производить операции и на таком жизненно важном органе, как сердце.

В настоящее время хирурги вскрывают грудную клетку и, обнажив сердце, зашивают раны в его стенке, извлекают из него различные инородные тела (например, осколки металла). Хирурги расширяют ненормально суженные отверстия, при помощи которых сообщаются предсердия и желудочки, вырезают болезненно измененные участки сердечной оболочки. Не менее сложные операции производятся и на крупных сосудах, отходящих от сердца.

Немалые достижения имеет современная хирургия нервной системы. Особенно велики успехи по удалению различных опухолей в головном и спинном мозге. Без успехов в области анатомии и физиологии нервной системы подобные операции были бы немыслимы: хирург мог бы нанести такие повреждения головному мозгу, которые вызвали бы расстройство функции целого ряда органов, а может быть, даже и смерть человека.

В большой зависимости от анатомии и физиологии находится гигиена – наука о здоровье.

Гигиена изучает влияние на организм условий, в которых человек живет, и устанавливает требования к организации питания, отдыха и сна. Эта наука разрабатывает систему физических упражнений, направленных на воспитание здорового человека. Гигиена изучает воздействие на человеческий организм трудовой деятельности, выясняет условия, при которых работа вызывает наименьшее утомление и дает наибольшую производительность; определяет основы правильной организации труда. Изучая особенности работы в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, гигиена разрабатывает требования к охране труда, к предупреждению профзаболеваний и травматизма (ушибов, ожогов, ранений, увечий), которые связаны с вредностью и опасностями производства.

Решение стоящих перед гигиеной задач в очень значительной степени определяется успехами в области анатомии и физиологии.

Не меньшее значение имеет анатомия и физиология для развития психологии, изучающей психическую, или, как часто говорят, душевную, деятельность человека. Эти две науки помогают психологии установить зависимость различных переживаний, настроений, мыслей от физиологических процессов, происходящих в организме.

Значение для человека знаний о строении и функциях его организма

Очень часто люди имеют только смутные представления о потребностях своего организма. Они не знают, как различные факторы (свет, температура, спорт) влияют на развитие и функции организма. Последствием такой неосведомленности являются многие физические недостатки (близорукость, сутулость) и заболевания (например, сердечные), которых можно было бы избежать.

Вот несколько примеров.

1) Некоторые люди имеют слабое зрение. Обычно это школьники и студенты, добросовестно занимающиеся и любящие книгу. Время, которое надо отдать на прогулку, они проводят дома за книгой. Часто эти учащиеся читают в сумерках, при плохом освещении, нередко лежа, иногда в движущихся вагонах трамваев и поездов. Все это вызывает чрезмерное напряжение зрения и приводит к развитию близорукости.

2) Когда осенью портится погода, на работе или на учебе ежедневно отсутствует несколько человек. То же наблюдается зимой и весной при резких изменениях температуры воздуха. Нетрудно установить, что во всех подобных случаях отсутствуют одни и те же лица. Это люди, которые не желают делать утренней зарядки, боятся обтираний холодной водой, уклоняются от занятий спортом, постоянно кутаются в теплые одежды. Организм их изнежен, неустойчив к различным заболеваниям. При всяком ухудшении погоды у них появляются насморк, кашель, повышается температура и т. п.

3) Иногда у людей наблюдается сутулость и слабое развитие грудной клетки, что понижает общую жизнедеятельность их организма. Причина этого заключается в том, что люди неправильно сидят во время работы, не занимаются спортом и посильным физическим трудом.

Значительно реже наблюдается и обратное явление. Человек все забрасывает и полностью отдается физической культуре. Чрезмерное увлечение футболом, бегом на лыжах и другими видами спорта приводит к различным нарушениям в деятельности сердца.

4) Очень часто люди пьют воду из одной кружки или бутылки. Так может произойти заражение скарлатиной, дифтерией, туберкулезом и другими болезнями.

Изучение строения и функций своего тела позволяет человеку понять гигиенические требования, которым должны подчиняться его труд и отдых. Это обеспечивает правильное отношение человека к различным факторам, влияющим на его развитие и здоровье.

Изучающий строение и функции своего организма человек получает правильное представление о своем сходстве с животными, узнает о тех особенностях, которые определили его существование в природе.

Таким образом, изучение анатомии и физиологии имеет громадное значение для развития правильного научного взгляда на природу человека.




 
Анкетка – Зарабатывай от 50 рублей за опрос...
Rambler's Top100